Главная \ Российская академия образования(РАО) \ Справка о научно-исследовательской и экспериментальной деятельности

Справка о научно-исследовательской и экспериментальной деятельности

Справка о научно-исследовательской и экспериментальной деятельности

  25 октября 2007

Экспериментальная работа в Муниципальном общеобразовательном учреждении лицее г.Железнодорожный проводится по теме «Специализация и профориентация в профильной школе как средство профессионального становления и социальной адаптации старшеклассников».
В условиях переходного этапа в России применительно к сфере образования все более важным становится разработка собственной стратегии развития, позволяющей не только учитывать многообразие современной социокультурной ситуации, но и занимать активную позицию, направленную на ее изменение. При этом основной функцией образования, радикально меняющей его качество, выступает функция превращения образования в реальный механизм развития регионов страны, личности, общества в целом.
Разрешить проблемы эффективности всей системы образования до сих пор не удавалось ни одному научно-исследовательскому институту, а потому инновационному образовательному учреждению целесообразно найти на общем поле свой, не занятый другими сектор. В этой связи весьма перспективными объектами исследования представляются инновационные образовательные учреждения (экспериментальные площадки - общеобразовательные учреждения, способные работать по экспериментальной реализации нововведений).
Одной из целей их деятельности является определение оптимальных условий функционирования, развития и распространения их опыта в рамках региона.
Такой инновационный подход позволяет учитывать местные и региональные, социально-экономические и национально-культурные особенности конкретных образовательных пространств и представлять информацию об опыте работы, используя возможности модели центра «Интеллект-Сервис» города-спутника, занимающегося профориентацией старшеклассников в условиях конкретного региона.
В отечественной педагогической науке пока не созданы теоретико-методологические основы построения модели центра города-спутника, они только начинают серьезно прорабатываться.
В связи с этим чрезвычайно актуальной становится разработка теоретических проблем содержания образования в экспериментальных общеобразовательных учреждениях, адекватного реалиям современного мира и востребованного социально-экономической структурой города-спутника, и дальнейшее внедрение научно-экспериментальных достижений в образовательную практику города, при использовании возможностей модели центра «Интеллект-Сервис» города-спутника. Направления деятельности центра должны реализовываться в соответствии с такими принципами, как принцип непрерывности и принцип интеграции.
Муниципальное общеобразовательное учреждение - лицей г.Железнодорожного имеет опыт совместной работы с НОУ СОШ «Интеллект-Сервис»,Московским энергетическим институтом,Московским государственным педагогическим университетом, кафедрами Института криптографии, связи и информатики и переводческим факультетом Академии ФСБ в замкнутом образовательно-производственном цикле «школа-вуз-предприятие».
В настоящее время назрели предпосылки реализации проекта по специализации и профориентации в профильной школе как пути к профессиональному становлению и социальной адаптации старшеклассников и транслирования опыта экспериментальной работы через модель центра «Интеллект-Сервис» города-спутника.
Объект исследования - процесс профориентации и специализации в профильной школе (на примере совместной работы лицея и НОУ СОШ «Интеллект-Сервис»).
Предмет исследования - специализация и профориентация как средство профессионального становления и социальной адаптации cтаршеклассников.
Цель исследования - создание научно обоснованной модели центра «Интеллект-Сервис» города-спутника, по специализации и профориентации учащихся в профильной школе как средства профессионального становления и социальной адаптации учащихся.
Гипотеза исследования - модель специализации и профориентации учащихся в профильной школе как средства профессионального становления и социальной адаптации учащихся будет рационально спроектирована если:
-будет учтена специфика преемственности образования НОУ СОШ «Интеллект-Сервис» и лицея, учебно-воспитательного процесса в профильной школе;
-будут разработаны содержание и методы специализации и профориентации учащихся;
-будет организовано деловое партнерство между участниками образовательно-производственного цикла «школа-вуз-предприятие»;
-будет обоснована связь между программой развития города и профориентацией и специализацией учащихся профильной школы;
- будет подключена система дополнительного образования учащихся старших классов региона.
Задачи исследования: 
1) Создать условия обеспечивающие образование учащихся по специализации и профориентации в единой информационной среде лицея и НОУ СОШ «Интеллект-Сервис».
2) Разработать содержание и методы специализации и профориентации учащихся.
3) Определить степень влияния на специализацию и профориентацию учащихся базовых предприятий, вузов и потребностей региона.
4) 0беспечить повышение квалификации преподавателей и администрации, работающих в режиме эксперимента.
5) Создать модель центра «Интеллект-Сервис» города-спутника. 
6) Создать информационный банк данных по теме исследования. 
7) 0существлять международное сотрудничество.

В качестве главной идеи, вокруг которой моделируется работа центра «Интеллект-Сервис» города-спутника, является идея интеграции, общего образования, профориентации - специализации, профессионального образования, которая реализуется в рамках городской программы развития города-спутника.
Организация модели центра «Интеллект-Сервис» города-спутника, имеет следующие цели:
- создать организационные и учебно-методические условия на базе Муниципального общеобразовательного учреждения лицея Железнодорожный по специализации-профориентации учащихся города-спутника мегаполиса;
- создать механизм оптимизации образовательных технологий, полученных в процессе экспериментальной деятельности по специализации и профориентации в профильной школе как средства профессионального становления и социальной адаптации старшеклассников.
Основной задачей модели центра «Интеллект-Сервис» города-спутника будет создание единой информационной среды для переподготовки управленческих и методических кадров по специализации-профориентации учащихся в условиях города-спутника. Центр должен обеспечивать поддержание устойчивых научно-методических связей субъектов общего и профессионального образования с представителями региональной власти и руководителями предприятий города-спутника.
Таким образом, формируется современная инфраструктура инвестиций в человеческий капитал, использующая новейшие информационные технологии и создающая такое образовательное пространство, для которого характерны непрерывность, гибкость, модульность, качество.
Ожидаемые конечные результаты:
- будут разработаны принципы моделирования и обоснована модель специализаций и профориентации учащихся в профильной школе как средства профессионального становления и социальной адаптации учащихся (на примере совместной работы лицея и НОУ СОШ «Интеллект-Сервис»);
- будут разработаны содержание и методы специализации и профориентации учащихся в профильной школе с учетом особенностей региона и совместной деятельности муниципального и негосударственного образовательных учреждений;
- будет создана модель центра «Интеллект-Сервис» города-спутника по специализации и профориентации учащихся.
Проводиться исследование будет в несколько этапов:
- I этап - подготовительный 2007-2008 г.г.
- II этап - прогностический 2008 - 2009 г.г.
- III этап - формирующий 2009-2010 г.г.
- IV этап - внедренческий 2011-2012 г.г.

Научный руководитель:
зам.начальника Управления
развития подведомственных
учреждений и внедрения
результатов НИР
Президиума РАО,. 
кандидат педагогических наук Архангельская О.А.
Координатор эксперимента
зам.директора по НМР МОУ
лицея г.Железнодорожный, 
доктор филологических наук Егоров 0.Г.