Секция №6. Кузнецова М.С.

Творческий проект «Загадка Черубины де Габриак. История одной литературной мистификации».  Литературная фантазия в восьми картинах.

Кузнецова Маргарита Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
г. о.  Балашиха Московской области

Аннотация.  В статье рассказывается  о творческом проекте, литературной фантазии по страницам поэзии  и истории Серебряного века, связанными с именами Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, Елизаветы Дмитриевой, Сергея Маковского, которую создали  и воплотили в форме необычного спектакля учитель и ученики.

Ключевые слова:  научное общество учащихся, урочные и внеурочные занятия, творческий проект, пьеса, созданная учителем и учениками, на основе литературных материалов, Черубина де Габриак,  литературная мистификация, ожившие страницы истории Серебряного века русской литературы.

Вместо предисловия.

В научном обществе «Кастальский ключ» мы постоянно ищем интересные формы проведения  урочных и внеурочных занятий, расширяя рамки учебной программы. Одна из них- творческий проект.

Что это такое? Это работа, требующая   вдохновения, самостоятельности. Выполнение такого проекта развивает творческие способности, инициативу, логическое мышление. В нашем научном обществе- это пьеса, которую сочиняют ребята, используя   литературные материалы. Учитель выступает в роли консультанта, редактора, помощника режиссёра.   Пьеса   сопровождается видеорядом, музыкой.  Участники проекта шьют костюмы, готовят  реквизит,  афиши и программки постановки. Спектакль готовится в течение двух- трёх месяцев и  показывается   на уроке литературы или на заседании научного общества «Кастальский ключ». Как правило, мы повторяем наши творческие проекты, потому что  они вызывают  интерес   учащихся, родителей, педагогов.

Как  родился и творческий проект «Загадка Черубины де Габриак. История одной литературной мистификации»?

В учебнике литературы1, знакомясь с жизнью и творчеством Максимилиана Волошина, ребята прочитали, что он был создателем образа Черубины де Габриак, они увиделифотографию поэтессы Елизаветы Дмитриевой, которая скрывалась под этим именем. Всего две строчки учебника так заинтересовали учеников, что они стали искать материалы об этой истории. Были найдены мемуары Максимилиана Волошина «История Черубины»2,стихи Елизаветы Дмитриевой 3, а также пьеса Нины Тарасовой, петербургской художницы и поэтессы, «Музыка ветра или Правда и ложь  о Черубине де Габриак»4, на основе которых был создан творческий проект, который оживил яркие, но мало известные страницы истории Серебряного века русской литературы.

Действующие лица.

Елизавета Дмитриева, Лиля, учительница, поэтесса.

Черубина де Габриак, поэтесса.

Николай Гумилёв, поэт.

Максимилиан Волошин, поэт.

Анна Ахматова, поэтесса.

Сергей Маковский, издатель журнала «Аполлон».

Первая ведущая.

Вторая ведущая.

Третья ведущая.

Картина первая. Представление начинается.

Звучит андалусийское фламенко. На экране заставка –развёрнутый испанский веер.

Первая ведущая. Представляем творческий проект «Загадка Черубины де Габриак. История одной литературной мистификации» по мотивам воспоминаний поэта Максимилиана Волошина  «История Черубины», пьесы  Нины Тарасовой « Музыка ветра или Правда и ложь о Черубине де Габриак» и стихам поэтессы  Серебряного века Елизаветы Дмитриевой. Литературная фантазия в восьми картинах.

Картина вторая.Коктебель.

 Слайды «Портрет Максимилиана Волошина», «Габриак».

 Максимилиан Волошин.  «Я начну с того, кто был Габриак. Габриак был морской чёрт, найденный в Крыму, в Коктебеле, против мыса Мальчин. Он был выточен волнами из корня виноградной лозы. У него были одна рука и нога, собачья морда, но выражение лица отличалось добродушием.

Я поселил Габриака в своём рабочем кабинете, на полке французских поэтов, а потом подарил начинающей поэтессе Лиле Дмитриевой, которая увезла его в Петербург.

 Слайд «Портрет Лили Дмитриевой».

Лиля. Мне было 19 лет. Я была маленькой ростом, хромала от рождения, не любила смотреться в зеркало: считала себя уродом.Портрет Николая Гумилёва.

В Париже, в Сорбонне, слушала лекции. Там я познакомилась с поэтом Николаем Гумилёвым. Я влюбилась в него сразу и навсегда. Он любил повторять моё имя: Лиля. «Твоё имя звучит,как китайский колокольчик!»- говорил он. Мне казалось, что счастье совсем рядом, но как я жестоко ошибалась- Гумилёв любил самого себя, стихи и Анну Ахматову.  Увидев во мне  замечательную слушательницу его поэзии, он попытался забыть божественную Анну. Могла ли я равняться с нею?

 Слайд «Крым. Коктебель. Дом Максимилиана  Волошина».

Летом 1909 года я приехала в Крым, в Коктебель, к Максу Волошину. Он высоко оценил мои стихи и посоветовал отправить их в Петербург, в журнал «Аполлон».

Картина третья.Рождение Черубины де Габриак.

 Слайды «Обложка журнала «Аполлон», « Портрет Сергея Маковского».

Вторая ведущая.В то время «Аполлон» был модным литературным журналом. Его возглавлял Сергей Константинович Маковский, человек аристократичный и очень элегантный. Лиля Дмитриева, скромная, плохо одетая, хромая девушка, ему не понравилась, стихи начинающей поэтессы были признаны слабыми и банальными.

Лиле  хотелось  попасть на страницы «Аполлона», и она обратилась за помощью к Максу Волошину. Он предложил придумать псевдоним и послать стихи по почте, приложив к письму. Письмо было написано утончённым французским слогом, для  псевдонима взяли имя чёрта Габриака. «Он принесёт тебе удачу!»- сказал Волошин.Но для придания аристократизма изменили имя: вместо чёрта написали букву «че», добавив частицу де-. Получилось Ч.де Габриак.

Лиля и Макс никак не могли придумать имя, которое начиналось бы на «че», пока  Лиля не вспомнила об одной героине писателя Брет- Гарта. Она жила на берегу, была возлюбленной матросов  и носила имя Черубина.

Картина четвёртая.

В редакции журнала «Аполлон».

На сцене за столом сидят Максимилиан Волошин и Сергей Маковский. Они просматривают рукописи.

Появляется Николай  Гумилёв.

Сергей Маковский. Николай Степанович, чем будете нас сегодня удивлять?

Николай Гумилёв. Увы, вдохновение меня покинуло. «Пока не требует поэта// К священной жертве Аполлон…».

Сергей Маковский.Нет, для журнала нужно придумать другое название- цитата из Пушкина становится общим местом. Её повторяют без конца авторы, которые приносят свои материалы для публикации.

Николай  Гумилёв. Удверей  «Аполлона» толпятся поэты?

Замечает Волошина и сухо раскланивается.

Сергей Маковский (подходит к двери, открывает её и  кричит в неё). Я же просил соответствовать! Неужели в столице трудно найти фрачную пару? Хотя бы на час! И никаких начинающих поэтесс!

Николай Гумилёв.Если так и дальше пойдёт, то Вы, господин Маковский, останетесь только с балеринами из Мариинки: это единственные женщины, соответствующие Вашему взыскательному вкусу.

Сергей Маковский. Если бы они при этом сочиняли хоть что- нибудь, кроме любовных записок.

Николай Гумилёв.Да, дорогой мой, мир несовершенен.

Сергей Маковский. Нет, совершенство есть.

(Подаёт Гумилёву письмо).

Взгляните на этот лиловый конверт с траурной каймой, который пришёл вчера с вечерней почтой. Он надушен изысканными французскими духами. Её зовут Черубина. Она испанка.

Николай Гумилёв.Как вычурно!

Сергей Маковский. Её стихи как музыка. Послушайте!

Слайд «Черубина».

Звучат испанская гитара и кастаньеты. Появляется Черубина де Габриак.

Черубина де Габриак (держит в руках испанский веер).        

С моею царственной мечтой

Одна брожу во всей вселенной,

С моим презреньем к жизни тленной,

С моею горькой красотой.

Царицей призрачного трона

Меня поставила судьба…

Венчает гордый выгиб лба

Червонных кос моих корона.

(Подходит к Маковскому)

И я умру в степях чужбины,

Не разомкну заклятый круг.

(Обращается к Гумилёву)

                                     К чему так нежны кисти рук,

Так тонко имя Черубины?

Звучит испанская мелодия «Алегрия». Черубина, закрывшись, веером, уходит.

Николай Гумилёв.Верните ее! Это чудо!

        Сергей Маковский. Я пытался! Она неуловима!

Николай Гумилёв. Она призрак?

Сергей Маковский.Нет, я говорил с ней по телефону.

Слайд  «Портреты Сергея Маковского и Лили Дмитриевой».

На сцене Маковский и Лиля с телефонными трубками.

Лиля. Вам понравились мои стихи?

Сергей Маковский. Я заучил их наизусть, бесконечно перечитываю Ваше письмо. Знаете, я умею определять характер и судьбу человека по почерку. Хотите, я расскажу о Вас?

Лиля. Продолжайте, мне любопытно!

Сергей Маковский. Ваш отец- француз из Южной Франции, Ваша мать- русская. Вы воспитывались в католическом монастыре. Где-то в Испании, в Толедо!

Лиля.  Как вы проницательны!

Слайд «Портрет Николая Гумилёва».

Николай Гумилёв.  Мой друг, она красива и печальна… Я позову её в сады души моей.

Видеоролик стихотворения Николая Гумилёва «Сады моей души всегда узорны…»5. Читает Борис Ветров. Живопись-Андрей Карташов.

Сергей Маковский.  Напрасно я посвятил Вас в эту тайну! В обольщении женщин Вам нет равных!

Николай Гумилёв (в сторону Волошина).Как Лиля? Вы ведь дружите с ней?

Максимилиан Волошин. Да, я люблю!

Гумилёв резко оборачивается.

Её стихи прекрасны, но здесь им нет места. Здесь ценят только внешние эффекты.

Николай Гумилёв (сухо) . Позвольте откланяться.

Уходит.

Появляется Сергей Маковский.

Сергей Маковский.  Вы сильно уязвили Гумилёва? Остерегайтесь- он взрывается, словно порох!

Максимилиан Волошин.Вам теперь, мой друг, чудится Испания, слышится лязг кинжалов?

Сергей Маковский.Скорее шелест чёток. Я слышу, как она исповедуется отцу Бенедикту.

На сцене появляется Черубина.

Черубина. В быстро сдёрнутых перчатках

Сохранился оттиск рук.

Чёрный креп в негибких складках

Очертил на плитах круг.

В тихой мгле исповедален

Робкий шёпот, чья-то речь.

Строгий профиль мой печален

От лучей дрожащих свеч.

Я смотрю игру мерцаний

По чекану тёмных бронз

И не слышу увещаний,

Что мне шепчет старый ксёндз.

Картина пятая.  Развитие романа.

Третья ведущая.   История Черубины де Габриак стремительно развивалась. Стихи писала Лиля, с Маковским переписывался Волошин. Сергей Константинович читал Волошину письма от загадочной испанки по вечерам, утверждая, что умеет играть женским сердцем.

Переписка становилась всё более и более оживлённой, возникли сложности. Волошин и Лиля решили перейти на язык цветов. Они собирали букеты из самых дешёвых растений и присылали со стихами в редакцию, где никто, включая Маковского, этого языка не знал. Каждая травка приобретала особое значение.

На сцене появляется Черубина с листьями папоротника.

Черубина. Лишь раз один, как папоротник я

Цвету огнём весенней, пьяной ночью…

При за мной к лесному средоточью,

В проклятый круг, приди, сорви меня!

Третья ведущая.Маковский  решил послать Черубине  на вымышленный ею адрес букет белых роз и орхидей. Волошин и Лиля поняли, что это угрожает гонорарам сотрудников «Аполлона» и на следующий день отправили Маковскому стихи «Цветы» и письмо.

На сцене Черубина.

Черубина. Цветы живут в людских сердцах;

Читаю тайны в их страницах

О ненамеченных границах,

О нерасцветших лепестках.

Появляется Лиля, читает письмо.

Лиля. Дорогой Сергей Константинович! Когда в получила Ваш букет, то смогла его поставить только в прихожей. Вы совсем не умеете обращаться с нечётными числами и не знаете языка цветов!

Вторая ведущая.Маковский никак не мог вспомнить, сколько цветов он послал Черубине. Он не понимал, в чём его вина. На это было и рассчитано.

Он начал требовать свидания. Лиля  находила выход из положения. Она звонила Маковскому по телефону.

Лиля(говорит в телефонную трубку).    Я буду кататься на островах. Ваше сердце подскажет – Вы меня узнаете.

Вторая ведущая. Маковский ехал на острова, узнавал её и потом с торжеством ей рассказывал, когда она ему звонила (номера её телефона он не знал).

Сергей Маковский(говорит в телефонную трубку). Вы были одеты в чёрное платье, на Ваших плечах лежала кружевная накидка. Вы сидели за рулём серебристого автомобиля.

Лиля(говорит в телефонную трубку). Я никогда не езжу на автомобиле, только на лошадях.

Первая ведущая.Перед Пасхой Макс и Лиля решили отправить  Черубину в Париж на две недели. Маковскому было послано письмо о том, что Черубина собирается в монастырь, но, возможно, она выйдет  замуж. С Маковского взяли слово, что он не поедет на вокзал, чтобы попрощаться с предметом своей страсти. Он  сдержал слово, но послал своего друга Трубникова, которого потом  Макс описал в письме Черубины. Маковский был поражён  наблюдательностью прекрасной испанки.

На сцене Гумилёв и Маковский.

Сергей Маковский. Я потерял её навсегда!

Николай Гумилёв.Сергей Константинович, нельзя так мучиться! Поезжайте в Париж! Оставьте редакцию на меня! Отыщите её в Париже!

Вторая ведущая.Маковский в Париж не поехал, что лишило историю Черубины небезынтересной страницы.

Черубина вернулась, вызвала к себе отца Бенедикта для исповеди. Всю ночь она молилась, а утром её нашли лежащей на каменном полу. Она заболела воспалением лёгких.

Третья ведущая.Кризис болезни совпал с заседаниями Поэтической академии, и Лиля сама смогла увидеть, какое впечатление произведёт на Маковского известие о смертельной опасности.  Когда поэт Вячеслав  Ивановделал доклад, Маковского позвали к телефону. Поэт Иннокентий Анненский пожал ему руку под столом и сказал несколько ободряющих слов. Через несколько минут  Маковский влетел в комнату с криком: «Она будет жить!»

Картина шестая. Тайна раскрыта.

Лиля. Я стала бояться призраков. Мне казалось, что я встречу живую Черубину, которая призовёт   к ответу.

Что если я сейчас увижу

Углы опущенного рта,

И предо мною встанет та,

Кого так сладко ненавижу?

Появляется Черубина.

Черубина.  Повторяется сон между снов.

В нём всё смутно, но с жизнию схоже…

Вижу девушки бледной лицо,

Как моё, но иное и то же,

И моё на мизинце кольцо.

Это – я, и всё так не похоже.

И мой дух её мукой волнуем…

Если б встретить её наяву

И сказать ей: «Мы обе тоскуем,

Как и ты, я вне жизни живу»…

Лиля. Я решила прекратить историю Черубины.

Ходили слухи: я сама во всём призналась. Говорили, что я нехороша, что Маковский влюбился как мальчишка, что Гумилёв тоже не устоял. Он даже сделал мне предложение! Променял царственную Анну Ахматову на колченогую Елизавету Дмитриеву!

Ко мне приехал Маковский.

Маковский. Елизавета Ивановна! Я давно всё знал, но хотел дать Вам возможность дописать до конца Вашу красивую поэму.

Лиля.Милый рыцарь Дамы Чёрной,

Вы несли цветы учтиво,

Власти призрака покорный,

Вы склонялись молчаливо.

Храбрый рыцарь! Вы дерзнули

Приподнять вуаль мой шпагой…

Гордый мой венец согнули

Перед дерзкою отвагой.

Бедный рыцарь! Нет отгадки,

Ухожу в незримой дали-

Удержали в  перчатке

Только край моей вуали.

Картина седьмая. Дуэль.

Максимилиан Волошин.  Маковский спросил меня о моём участии в истории с Черубиной, но я, честно глядя ему в глаза, отрёкся от всего. Моё отречение было принято с благодарностью.

В редакционных кругах нарастали сплетни о том, что в Коктебеле и Лили и Гумилёва случился большой роман. Я почувствовал себя ответственным и вызвал Гумилёва на дуэль.

Первая ведущая.   Стрелялись недалеко от Чёрной речки, где был смертельно ранен Пушкин, 22 ноября 1909 года. Дуэль задерживалась. Сначала машина Гумилёва застряла в снегу. Он вышел и стоял поодаль в прекрасной шубе, наблюдая, как секунданты и дворники вытаскивали машину.

Вторая ведущая. Макс Волошин приехал на извозчике и к месту поединка решил идти пешком, но по дороге потерял калошу. Без неё он стреляться не хотел. Секунданты бросились искать калошу. Наконец, калоша была найдена и надета.

Писатель Алексей Толстой, секундант Волошина, начал отсчитывать шаги. Гумилёв закричал: «Граф, не делайте таких  неестественных шагов!»

Третья ведущая.Гумилёв встал, бросил шубу на снег. Он был в смокинге и в цилиндре. Напротив него стоял Макс Волошин в шубе, без шпаки, но в калошах, в глазах его были слёзы, а руки дрожали. Раздался выстрел- Гумилёв промахнулся. У Волошина пистолет дал осечку. Дуэль кончилась ничем.

Вся жёлтая пресса писала о «смехотворной дуэли». Поэт Саша Чёрный назвал Максимилиана Волошина «ВаксомКолошиным».

Картина восьмая. Эпилог.

Лиля. Я  перестала писать стихи, вышла замуж за друга детства, взяла его фамилию и уехала с ним на Урал. Я стала Елизаветой Васильевой.

Николай Гумилёв. 1909 год. Киев. В Большом зале Купеческого собрания я читал свои стихи. Среди публики увидел Анну Ахматову, она внимательно слушала. Потом мы гуляли по ночному Киеву. И на новое, довольно робкое предложение стать моей женой она наконец ответила согласием…  Помогла мистификация?!

Максимилиан Волошин. Я написал мемуары «Судьба», в которых одну из глав посвятил Черубине де Габриак.

Анна Ахматова. 1942 год. Я с другими писателями была эвакуирована в столицу Узбекистана. Известный букинист Дивов дал мне тоненькую книжечку «Домик под грушевым деревом». Он открыл  одну из страниц и прочитал:

Лиля.«Когда выпадет снег»,- ты сказал и коснулся тревожно

Моих губ, заглушив  поцелуем слова.

Значит, счастье- не сон. Оно здесь. Оно будет возможно,

Когда выпадет снег.

Когда выпадет снег. А пока пусть во взоре томящем

Затаится, замолкнет ненужный порыв.

Мой любимый! Всё будет жемчужно- блестящим,

Когда выпадет снег.

Когда выпадет снег, и как будто опустятся ниже

Голубые края голубых облаков,-

И я стану тебе, может быть, и дороже, и ближе,

Когда выпадет снег.

Анна Ахматова. Дивов сказал, что хранил эту книжечку много лет. Она вышла в 1928 году, в последний год жизни Елизаветы Дмитриевой, загадочной Черубины де Габриак.

Я открыла книжку и прочитала на титульном листе: «Ли СянЦзы «Домик под грушевым деревом».

Ли СянЦзы- древний китайский поэт, находившийся в долгой ссылке. Что это? Совпадение судеб? Трагедия времени? Литературная мистификация оказалась властной силой, одолевшей поэтессу.

Литература.

  1. Чалмаев  В.А., Зинин С.А. «Литература. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений..Часть  I.- М.: «Русское слово», 2012, сс.177-178.
  2. Волошин М.А. «История Черубины» (Рассказ М. Волошина в записи  Т. Штанько). http:// az.lib.ru> Волошин Максимилиан>text_0260.shtml
  3. http://ruspoeti.ruaut/dmitrieva/
  4. http:// proza.ru>2010/04/581