Секция №2.1.

Кузнецова Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Лицей» г.о. Балашиха Московской области.
Буктрейлер, или 1001 способ  пропаганды чтения хороших книг.
Заметки учителя русского языка и литературы.

Сколько афоризмов существует о пользе чтения книг. Достаточно вспомнить слова Максима Горького: «Любите книгу-источник знаний». Но для современных школьников, к сожалению, это не является актуальным.

Как привлечь ребят к чтению? Расскажу о своём опыте работы в курсе «Русской родной литературы» по созданию рекламы интересных книг- буктрейлеров в - девятых классах.

О том, что такое трейлер, знают все, кто хотя бы раз ходил в кино: это рекламный анонс нового фильма, видеоряд самых интересных и интригующих моментов. Посмотрев видеотрейлер, зритель принимает решение: стоит ли покупать билет на новый фильм или нет.

Буктрейлер – это аналог кинотрейлера. Другими словами, это видеоряд, представляющий читателю новую книгу.   Бук трейлер - это видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги.   Откуда появился буктрейлер? Из рекламы. В настоящее время книга – это продукт, который нужно преподнести читателю, чтобы он им заинтересовался и купил.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — короткий ролик рекламного характера, имеющий своей целью продвижение книги среди читательской аудитории. Самостоятельно изготовить промо-ролик могут уже старшеклассники, ребятам помладше нужна помощь педагогов, родителей или старших товарищей. Но даже остановиться на этапе написания сценария буктрейлера полезно в контексте осознанного чтения литературного произведения.

В курсе «Русской родной литературы» в 9 классе есть раздел «Моя золотая полка книг», цель которого –дать обучающимся возможность рассказать о книгах,которые их заинтересовали, своим одноклассникам. Буктрейлер помогает расширить читательскую аудиторию и пропагандировать чтение.

Как проходила работа по созданию буктрейлеров?

Первый урок темы носил информационный характер и был посвящён знакомству с жанром рекламы книг. Урок проводился в период дистанционного обучения и очень удачно вписывался в систему таких занятий.

Итак, учителем была подготовлена презентация на тему: «Что такое буктрейлер». Она познакомила с понятием «буктрейлер», рассказала, что существуют жанры буктрейлеров. Ученики с большим интересом узнали о том, что буктрейлеры бывают повествовательными, атмосферными и концептуальными.

Повествовательные буктрейлеры ориентированы на раскрутку сюжета. Какова их задача? Подобно аннотации, через музыку и иллюстрации, познакомить читателя с основами сюжета, сохраняя элементы недосказанности и таинственности. Чтобы после просмотра ролика потенциальный читатель захотел узнать, с чего история начинается и чем заканчивается. Как правило, именно по «сюжетному» и повествовательному принципу построено большинство кинотрейлеров. В качестве примера ребятам был продемонстрирован буктрейлер на повесть Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» с канала «Ютуб»

Кроме сюжета книги,можно рекламировать атмосферу книги. Это так называемый атмосферный буктрейлер.Например, если книга написана в жанре фэнтези, то можно сделать акцент на атмосфере волшебства и магии, подбирая выразительные иллюстрации с колдунами и ведьмами, таинственными пейзажами и необычными существами. А если книга повествует о романтических отношениях – подобрать иллюстративный или видеоряд с душещипательной музыкой, которые призваны передать читателям настроение и эмоции героев. Ребята посмотрели видеоролик с канала «Ютуб», посвящённый знаменитому роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

И ещё один очень интересный вид буктрейлра - концептуальный буктрейлер.Он основан на рекламе необычной идеи произведения, на мировоззрении автора и на интересных мыслях, которые он хочет донести до читателя, на смысловом содержании книги. Мы посмотрели видеоролик с «Ютуб», посвящённый книге А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Сразу было сказано, что для начинающих авторов лучше подойдут повествовательные и атмосферные буктрейлеры. Концептуальные создают по элитарной или философской литературе,которая может быть не очень понятна широкому кругу читателей. Повествовательные и атмосферные буктрейлеры сделать проще,они лучше позволят заявить о себе и сделать рекламу книги.

На втором уроке знакомились с визуальными способами представления текста в буктрейлерах.

Ребята узнали, что буктрейлеры могут быть игровыми. Это, например, минифильм по книге.Как правило, игровые буктрейлеры снимают по классическим произведениям и на основе существующего фильма, используя наиболее выразительные кадры и музыку.

Также буктрейлеры могут быть неигровыми.Это набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п. Неигровой вид при должном старании доступен любому начинающему автору, главное – подобрать подходящие иллюстрации, музыку и цитаты.

Ещё один вид буктрейлеров по способу визуального представления книги – мультфильмы.

Подводя первый промежуточный итог, я попросила учеников обобщить свои первоначальные знания о том, что такое буктрейлер, и записать их в такую интересную форму, как «Пирамида фактов». На самом деле, это один из методов осмысленного чтения.

ретий урок был посвящён практическому вопросу: «Как создать буктрейлер?».

Учащимся было предложено провести вдумчивое чтение статьи из Интернета «Памятка по созданию буктрейлера».

На основе этой статьи ребята составляли пошаговую инструкцию, которую им предстояло использовать для создания своих буктрейлеров.

Приведу нашу коллективно составленную инструкцию.

1. Какие материалы можно использовать для создания ролика или презентации?

  • «фото- и видеоматериалы свои, или скачанные из Интернета;
  • иллюстрации и музыка (так же – или свои, или скаченные из Сети), озвучка (если есть возможность, лучше профессиональная);
  • цитаты из рекламируемого произведения;
  • разворот обложки с аннотацией (если обложки нет, ее можно заказать у дизайнеров);
  • план работы»
  • цель буктрейлера – реклама книги;
  • задача - выделить те моменты книги, на которые следует обратить внимание читателя, заинтриговать ими, побудить к чтению произведения;
  • подобрать выразительные картинки, цитаты, музыкальный ряд.

2. Для буктрейлера необходимо составить план, который включает в себя следующее:

3. Нужно определиться с жанром буктейлера: повествовательный или атмосферный. «И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».

4. «Технические средства»:

  • микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов»;
  • программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro.

5. Средний интервал видеоролика- 1-3 минуты. Если по плану получается 4 и более минут, то ролик следует разбить на части. Не стоит утомлять и рассеивать внимание зрителей музыкой и картинками в течение длительного времени. Буктрейлер должен быть коротким и информативным.

6. Акцент делаем на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, титры и субтитры - хорошо читаться.

7. Нельзя забывать о соблюдении авторских прав.

«В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях».

8. Полезно заранее продемонстрировать свой продукт близким друзьям или родным, прежде чем вы будете показывать его более широкой аудитории. Их советы и замечания, помогут вам увидеть достоинства и недостатки рекламы книги.

Следующий этап работы - выбор книг для создания буктрейлеров, индивидуальная и групповая самостоятельная работа учащихся.

Был составлен список учащихся девятых классов, в котором дети сами указали, как они планируют работать: индивидуально, в небольшой группе,какие берут книги для создания буктрейлера.

Срок выполнения работы – в течение двух недель. Учитель получал на почту рабочие материалы, просматривал их, комментировал, давал свои рекомендации.

Каких же авторов и какие книги были выбраны для буктрейлеров? Очень разные: от русской и зарубежной классической литератур – до книг современных авторов. Назову некоторые из них: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», И.С.Тургенев «Первая любовь», У.Шекспир «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и другие. Были ребята, которые пишут стихи и прозу, они сделали буктрейлеры, представляющие их творчество.

Была создана библиотека буктрейлеров, размещённая   на облачном хранилище, к которой учитель дал возможность познакомиться: пока нет условий провести более масштабный конкурс. Народное голосование определяло самые интересные работы. Разумеется, они открывались только с согласия их создателей.

Работа очень сплотила наш творческий коллектив, показала, что книг интересных много и хороши любые формы пропаганды полезного и умного чтения.

Примечания.

https://school-of-inspiration.ru/