Секция №1
Синергетический подход в образовании и управлении современной школойИгорь Леонидович Нестерович,
директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Лицей»,
Почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования
Московской области
Еще несколько лет назад на Российском рынке выигрывал тот, кто обладал финансами, оборудованием, доступом к дешевому сырью, административным ресурсом. Сегодня на первом месте – человеческий ресурс и его способность к инновации, быстрому реагированию на изменяющиеся условия внешней среды, определению концепции и стратегии дальнейшего развития.
В названии темы обозначены два основополагающих направления в управлении образовательным учреждением:
1) человеческие ресурсы: учащиеся, педагоги, сотрудники учебного заведения, родители
2) работа с конфликтами.
Оба эти направления очень тесно взаимодействуют в практике организации жизнедеятельности учебного заведения.
1. Учитывая условия социально-экономической нестабильности, управленческая деятельность в современной школе существенно усложнилась. Сегодня руководителю приходится работать в режимах «обострения», рефлексируя понимание происходящих изменений, отношение к ним, самооценку своих возможностей влияния на них и осознание необходимости адаптации деятельности и поведения к этим изменениям, то есть личностное мировоззрение проходит серию точек бифуркации (критический момент неопределенности и выбора будущего развития). Роль личности, как субъекта собственной профессиональной жизни, существенно возрастает и становится актуальной проблемой, решение которой имеет как практическое, так и теоретическое значение.
Управленческая концепция человеческих ресурсов, которая опирается на принципы синергетики, на мой взгляд, является адекватным ответом современным социальным и общественным вызовам и может являться методологическим навигатором.
Сопротивление – как выход энергии!
2. Конфликты или сопротивления. Я считаю, что между этими понятиями можно поставить знак равенства. Разница только в том, что конфликт более широкое понятие, а психотехническая схема разрешения конфликтов и сопротивлений одна и та же. Конфликт является неотъемлемой частью общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Раньше считалось, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях естественны и это нормально, и я придерживаюсь этой точки зрения.
С чего начинается директор школы?
Мне кажется, что современному директору школы, чтобы состояться, как управленцу, необходимо иметь, в первую очередь, образ той школы-идеала (мечту), к воплощению которого будут направлены его усилия - это долгосрочная стратегия.
Успешность реализации проекта-мечты зависит от многих слагаемых: важно быть лидером и уметь встать над ситуацией, чтобы не сломаться; быть уверенным в себе человеком; обладать мощной энергетикой и харизмой; быть публичным, общественно значимым; обладать профессиональной и общей культурой, способностью выстраивать продуктивные отношения с окружающими; уметь решать возникающие проблемы в деятельности школы и организовывать педагогический коллектив на выполнение учебно-воспитательных задач и т.д.
Управленческая деятельность является достаточно сложной по объему и разнообразию выполняемых ею функций, по структурной организации, уровням реализации, достаточно динамична, непредсказуема по характеру возникающих проблем, насыщена стрессогенными факторами, и это предъявляет особые требования к личности управленца.
Ключевой тезис. Профессиональное становление личности руководителя, на мой взгляд, необходимо рассматривать как элемент его жизненного пути и как форму активности личности, направленной на разрешение противоречий профессионального развития. Процесс профессионального становления руководителя проявляется как поэтапное развитие и самореализация профессионального пути с опорой на изменения его мировоззренческих установок. Мы говорим об этом с уверенностью, потому что уже 27 лет мы идем по этому пути, и он является живой иллюстрацией вышесказанному.
Точки бифуркации моего мировоззрения.
Шаг первый. Основание лицея. Ретроспектива.
Закон об образовании 1985 – 1991 г.г. ликвидировал всеобщее среднее образование. В то время всё претерпевало изменения. Переход к рынку, жесткая монетаристская политика первых лет реформы поставило в тяжелое положение именно тех, кто в прежние годы был сторонником перелома, в первую очередь, интеллигенцию (наука, культура, образование). Произошло размывание многих черт традиционной для России морали и как следствие падение нравов. Вместе с тем, новое руководство страны добилось отхода учителей и учащихся от единообразия и идеологизации учебного процесса. Так появились гимназии, лицеи, частные школы.
Проработав в школе учителем истории, затем директором школы я испытал на себе острый конфликт старого и нового времени и надвигающийся кризис в образовании. У меня родилась идея создания школы старшеклассников, городской лицей. С этим предложением я выступил на заседании комитета по образованию при Городском Совете. Было принято решение организовать комиссию совместно с гороно и представителями МЭИ, которые уделяли большое внимание развитию системы довузовской подготовки для подготовки учредительных документов.
В 1990 году мне было выделено старое здание «умершего» УПК, 1957 года постройки без окон и дверей. С этого и началось мое образование: как и на что делать ремонт, как обустроить школьную территорию, как подобрать коллектив, который разделил бы со мной все эти трудности?
Создавая лицей, я уходил от старой системы в неизвестное будущее и подразумевал, что это будет учебное заведение отличающееся от обычной школы, а именно:
- в лицее должны обучаться только те, кто хочет и может. Прием осуществлять по результатам вступительных экзаменов;
- обучение должно вестись по программам, основывающимся на федеральном и областном базисе, но с элементами авторских дополнений и доработок;
- лицеисты ориентированы на подготовку к поступлению в вузы. Первоначально это был МЭИ, потом МПГУ им. В.И.Ленина, а в настоящее время география поступления выпускников насчитывает 46 московских вузов;
- учебный процесс должен быть приближен к вузовскому. Сдвоенные уроки, лекционно-семинарская система. Экзаменационная сессия зимой и летом (адаптация к условиям студенческой жизни).
Созданный как профильная школа старшеклассников 9 – 11 классы (физико-математическое и гуманитарное направление), лицей уже в первые два года своей работы достиг поставленной цели. Характеризуя лицей первых лет его существования, можно сказать, что это была альтруистическая школа. В условиях бедности он обеспечивал высокую результативность обучения. Но уже тогда проблемы экономики стали выходить на первый план. Было очевидно, что даже простое поддержание на настоящем уровне всех систем жизнеобеспечения образовательного процесса, включая кадры, невозможно без дополнительных источников финансирования. Такими источниками на какое-то время стали деревообрабатывающий цех, потом торговля, дополнительные образовательные услуги.
Для нас это были годы выживания в труднейших условиях – общественно-политических, экономических, психологических. Процесс выживания стал для нас и путем к развитию нового сознания.
Шаг второй. Педагогический менеджмент, адаптация к новым социально-экономическим условиям.
1997 год. За период многолетнего опыта работы в образовательных учреждениях города и организации городского лицея у меня сложилось собственное мнение в отношении развития образовательного учреждения. Особенно это касалось ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. (Теоретически экономическая стратегия лицея была впервые разработана мной в магистерской диссертации в 1996 году. Это было первое исследование инновационного опыты школы нашего региона.) В это время рождалась новая профессия – менеджер образования. Она была вызвана к жизни не формированием самой системы, а разрушением ее единообразия. Гимназия и лицей, колледж, школа-вуз, разноуровневое образование и образовательный стандарт, магистр и бакалавр – эти и многие другие понятия, качественно изменившие облик образовательного учреждения, потребовали и принципиально нового уровня управления ими. То есть то, что раньше рассматривалось как должность (хороший учитель-предметник мог управлять учебным заведением), трансформировалось в профессию менеджера.
Экономические вызовы и потребность родителей в новой образовательно-воспитательной идеологии привели меня к идее учреждения негосударственной школы (1-8 классы) с последующим образованием комплекса «лицей – негосударственная школа». Этот опыт был и остается абсолютно новым, так как существующие негосударственные школы имеют совсем другую историю.
Период выживания сменился периодом развития и мы встали на путь инновационного поиска, точка биффиркации.
Открытие негосударственной школы «Интеллект-Сервис» в одном здании с лицеем поставило перед единым коллективом ряд инновационных задач. Прежде всего необходимо было сформировать единый детский коллектив, в котором дети не чувствовали бы себя учениками разных образовательных учреждений. Поэтому с конца 1990-х годов главным девизом комплекса является слоган «Лицей – наш общий дом, а мы – единая семья» и подход к новой управленческой системе, которая была бы адекватна жизнедеятельности такого комплекса.
Шаг третий. Партисипативная форма управления.
Теория, подтвержденная практикой.
В 2007 году МБОУ лицей г.Железнодорожный стал базовой площадкой института инновационных технологий РАО по проблеме исследования партисипативной формы управления.
К этому времени лицей совместно с негосударственной школой «Интеллект-Сервис» заняли достойное место в образовательном пространстве г/о Железнодорожный Московской области, как честная и порядочная структура, работающая в соответствии с моральными, этическими и правовыми нормами в инновационном режиме, который и позволил нам достигать стабильных положительных результатов.
Дословно «партисипативное управление» – это управление, основанное на участии. Для лицея социальное партнерство с негосударственной школой «Интеллект-Сервис» стало новой точкой в развитии. Управление муниципальной и частной образовательной структурами, как единым образовательным объектом – это, прежде всего, иная форма финансово-хозяйственной деятельности, выстраивание сквозной образовательно-воспитательной идеологии, опора на интеграцию во всех сферах педагогического и методического творчества. Сотрудники нашего комплекса всех уровней участвуют в установлении целей и задач школы, создании ее концепции, принятии решений.
Суть партиситипативного управления – это развитие учреждения через развитие персонала. Работа каждого отдельного направления нацелена на повышение командной ответственности и взаимодействия. Преимущества партисипативной формы управления заключается в преодолении отчужденности сотрудников от результатов труда и в укреплении корпоративной культуры.
Наша модель партисипативной формы управления обрела форму, состоящую из трех модулей.
1 модуль. Идеология.
Разработка концепции и миссии школы с учетом новых требований к выпускнику школы.
Социокультурные изменения в обществе диктуют корреляции в формировании образа выпускника школы. Воспитание новой ментальности, креативной личности, способной реагировать на неопределенность, воспроизводить ее в новых формах, мыслить самостоятельно, творчески.
Воспитание личностных качеств. Именно они являются решающими для определения «пригодности» выпускника, его компетентности. Создаются условия для широкого общения со сверстниками с целью формирования собственного, независимого мнения и продуцирования нового знания. Реализация этих задач осуществляется через:
- учебные программы;
- авторские идеи педагогов и методистов школы, ученых, которых школа привлекает к своей деятельности;
- социокультурная среда школы.
2 модуль. Организационный – это структурный «скелет».
В него входят:
- Отдел информационных технологий. Он работает успешно уже 8 лет. Школа имеет свое собственное информационное пространство: электронный журнал, электронный дневник, сайт, который успешно лидирует на Всероссийских конкурсах в образовательных номинациях. Без этого любые начинания в современном мире бесперспективны.
- Тематические педагогические советы
- Работа научно-методического совета
- Методические кафедры учителей социально-гуманитарного и естественно-математического цикла.
- Методическое объединение классных руководителей
- Методическое объединение учителей начальных классов
- Научные конференции учащихся, отборочные олимпиады
- Организация работы с вузами в системе «Школа-вуз» (МГТУ им. Баумана, МЭИ, Академия ФСБ ИКСИ, Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова)
- Проведение на нашей базе различного рода олимпиад (Межрегиональная олимпиада по физике и математике от ИКСИ академии ФСБ – 14 лет; турнир им.Ломоносова, олимпиада от МЭИ «Надежда энергетики»).
- Работа научных обществ учащихся ведется по трем направлениям физико-математическому, социально-гуманитарному и химико-биологическому, в рамках реализации целевой программы «Путь к успеху», направленной на повышение мотивации учащихся.
- Система дополнительного образования «Интеллект+» (вокально-эстрадная студия «Initio-creative», шахматный клуб, танцевальная группа «Fitness–dance», занятия с психологом «песочные фантазии» и т.д.)
- Научно-методические конференции преподавателей
- Обучающие семинары и семинары-тренинги для педагогов, родителей и учащихся, которые ведут ученые и специалисты-практики
- Организация мероприятий по набору учащихся.
Мы высоко держим планку академических ожиданий, предлагая программы повышенной сложности, и намеренно создаем напряжение в системе, не пропуская учащихся на следующий уровень до тех пор, пока они не овладеют необходимыми навыками и знаниями таким образом приучая учащихся к системе вузовской работы. Мы осуществляем проверку знаний вне школы, готовим учащихся начальной и средней школы к трудной программе старших классов. Важным моментом является тестирование в 9-е, 10-е классы, среднее звено и психолого-педагогическое собеседование в 1-й класс.
- Корпоративный кодекс этики лицейского преподавателя (ознакомиться с ним можно на сайте)
- Фильмы о школе, статьи в периодической печати.
- Научно-исследовательская и экспериментальная работа, которая ведется по трем направлениям:
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников;
- Партисипативная форма управления;
- Развитие эмоционального интеллекта;
В 2017 году издано учебное пособие «Авторская школа в контексте модернизации образования», учебно-методическое пособие, под общей редакцией доктора биологических наук, профессора кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им.А.И.Герцена Е.И.Николаевой.
3 модуль. Социо-культурная среда школы.
Данный модуль включает несколько сегментов.
1 сегмент. Корпоративные ценности. Кодекс лицеиста. Правила внутреннего распорядка.
2 сегмент. Знаково-символическое оформление:
- Дресс код, определенный школой как офисный стиль
- Гимн Лицея
- Гимн лицейского выпускника
- Логотип
- Нагрудный знак
- Флаг
- Брендовый дневник
- Кристаллы в честь 999, 1000, 1001-го выпускника Лицея
- 25-летие Лицея и юбилейного выпуска 2017
- Доска почета медалистов всех выпусков
- Информационный плазменный бюллетень с фотографиями последних событий и тематическими слайдами.
3 сегмент. Традиции:
- Посадка дерева первоклассниками и выпускниками лицея в сентябре.
- Встреча выпускников.
- Посвящение в лицеисты.
- Масленица.
- Зажженная свеча в честь дня рождения учащихся и преподавателей (мощный объединяющий момент).
- Общешкольные праздники, проводятся в нетрадиционной интерпретации, например, праздник 1 сентября. В этот день мы делаем презентацию учебного заведения для родителей, рассказываем о нашем образе жизни, нашей идеологии с демонстрацией фильма о созданной системе ценностей. В этот день я встречаюсь и беседую с учащимся 9-10-х классов, провожу так называемый «Час с директором». А родители в это время дегустируют лицейскую кухню и могут познакомиться лично с учителями.
- Еженедельные тематические и торжественные линейки с директором школы, на которых обсуждается текущая жизнь, планы на будущее, достижения учащихся в олимпиадах, спорте, искусстве.
Таким образом, нашу модель партисипативного управления, на мой взгляд, можно считать одним из вариантов реализации управленческой теории «Человеческие ресурсы».
Шаг четвертый.
- 1.Настоящее.
Настоящее – это фундамент будущего, и, заглядывая в него, я думаю о том, что принцип междисциплинарности станет нормой во всех областях человеческого знания. Мета-наука синергетика очень созвучна сегодня нашему сознанию, потому что синергетика, наводит мосты между материальным и духовным мирами как противоположными ипостасями целого. Она открывает необычные стороны мира: его неустойчивость и глубокую противоречивость, режимы с обострением, возрастающую сложность образования нового и его объединения в некое целое. *
В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи синергетичности самого процесса образования. Образование можно считать открытой системой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения.
Во-вторых, меняется содержание образования, т. к. оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников.
В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия.
Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора.
В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.
Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п.
Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, педагоги, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию.
* Основными понятиями синергетики являются открытость, нелинейность, неравновесность, точки бифуркации, флуктуации, диссипативные структуры, аттрактор, фрактальность.
2.1. Педагогический коллектив – саморазвивающаяся подсистема
Современная школа испытывает острый дефицит педагогов с новым мышлением и ментальностью. Эта проблема еще долго будет стоять перед педагогическим сообществом в силу ряда причин, связанных с переходом на новые формы государственности. В лицее с момента его основания кадрам уделялось самое серьезное внимание. Так же как и лицей в целом, его коллектив формировался в несколько этапов из трех профессиональных категорий - педагогов старой школы, работников науки и высшей школы, учителей новой формации.
Новая структура МБОУ «Лицей» и ЧОУ «Школа Интеллект-Сервис» помогла привлечь и сохранить ценные педагогические кадры. Это связано с высокой оплатой труда, разветвленной системой материального и морального поощрения, созданием комфортных условий работы, высокой шкалой корпоративных ценностей. Работая с коллективом, я ищу основания доверять своим коллегам, но не вслепую. И я доверяю настолько, насколько это в моих силах. Не доверять – значит, тратить огромные силы на то, чтобы подозревать, выискивать.
Каждый из педагогов, кто хочет работать в нашем комплексе, проходит ряд «испытательных мероприятий». Первое – это беседа с директором, на которой я прошу рассказать о себе. Я внимательно слушаю, по-какому сценарию строится «исповедь» - как официальное резюме или к фактологической информации собеседник добавляет информацию о своих увлечениях, о том, как любит проводить досуг, за что любит свою профессию и т.д. Эта встреча дает мне понять и почувствовать человека в первом приближении и оценить его возможности вписаться в нашу систему, принять нашу идеологию или нет. Второе испытание – это открытый урок. Для любого учителя это мероприятие в незнакомой аудитории вызывает большое напряжение, а если быть точнее, то это сродни стрессу. Для меня очень важно увидеть не столько методические проколы, а то, как владеет собой педагог в сложной, непредсказуемой ситуации. Третье испытание – это испытательный срок. Подписываем контракт сроком на полгода и наблюдаем, как происходит вживление в нашу систему. «Новичок» - это самоорганизующаяся система, которая должна быть или принята подсистемой «педагогический коллектив» - «учащиеся», или отвергнута.
Эти мероприятия дают возможность некой фильтрации и пропедевтики, чтобы не расширялась зона конфликтов и сопротивлений на стадии «входа».
2.2. Учащиеся – саморазвивающаяся подсистема
Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок.
Наша школа – это, прежде всего, новые взаимоотношения с тем человеческим материалом, который сформировался за последние 27 лет. Это дети с иным, чем прежде, мировидением, мироощущением. Они родились и растут в обществе потребления, где установки хочу все и сразу стали нормой, а «золотой телец» доминирует в установках сознания основной части общества. В результате воспитательная практика столкнулась с таким новообразованием, как синдром «засушенного сердца».
Современные дети с одной стороны отличаются высокой самооценкой, а с другой - эмоциональной нестабильностью, тревожностью, часто переходящей в неврозы. Они отметают консервативные системы, где нет места творчеству, не переносят то, что их заставляют делать только потому, что «я так сказала», «так надо», «все так делают». Часто дети сами видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома. У многих идет стихийное формирование картины мира через интуицию, личный опыт проб и ошибок, через общение в социальных сетях и в виртуальном пространстве. Прежние приемы воспитания на них не действуют. Все это свидетельствует о противоречивости и конфликтности воспитательного пространства. Встает вопрос: что же сдерживает развитие воспитания в современной России как эффективной общенациональной системы? Происходит ли это потому, что мы имеем неподготовленных педагогов к таким вызовам современного воспитательного пространства, или же антипедагогические тенденции общественного развития привели к кризису ценностного основания российской ментальности. Может ли на фоне доминирующей тенденции нравственного упадка позитивно развиваться воспитательное пространство? Как ни парадоксально, но думаю может, потому что опыт оценки развития воспитательной сферы показывает, что самые гуманные, эффективные и завершенные воспитательные системы создавались именно в ситуации социальной катастрофы (воспитательные системы Коменского, Песталоцци, Макаренко, Шацкого, Корчака).
Особенностью современной педагогической стратегии по развитию воспитания в моем сознании является формирование ценностей, таких как жизнь, мир, семья, добро и других, без присвоения которых, происходит потеря культурной идентичности. Присвоение ценностей происходит через эмоциональное переживание, которое переводит их в личностно-значимые смыслы и задает поведенческий вектор. Это сложные процессы, результат которых имеет отсроченный результат протяженностью во всю жизнь. Именно поэтому, в школе уделяется большое внимание работе с эмоциональной сферой учащихся, которое выросло в исследовательское направление «Развитие эмоционального интеллекта», под руководством профессора Е.И.Николаевой.
Для нас важно, чтобы ребенок научился проживать такие состояния, как сопереживание, содействие, сочувствие, а это значит, что он будет готов к диалогу с «другим»
Для меня диалог – это основная форма общения со всеми членами коллектива школы, потому что он обладает мощным эффектом в изменении ценностных и мировоззренческих установок.
Приведу пример, когда классный руководитель попросила меня поговорить с мальчиком, который ругался матом. К сожалению, сегодня для большинства детей это не просто ругательство, а язык общения. Входит 14–ти летний парень, и я говорю ему представьтесь. Он представляется и я приглашаю его присесть. Я его спрашиваю о том, знает ли он правила поведения в нашей школе, которые исключают из общения мат. Он кивает головой, нервно потирая руки. И я начинаю беседовать с ним о том, что тело, душа и дух человека едины, и каждое нецензурное слово разрушает сначала дух, разъедает душу и начинаются проблемы со здоровьем. Но самое главное, что каждое произнесенное из матерных слов отзывается через космос разрушением самых близких людей по крови, и в первую очередь, матери, а потом эхом будет отзываться на его собственных детях. Во время беседы у мальчишки расширялись удивленно глаза, и в его взгляде мелькали то растерянность, то осознание смысла услышанного. Я видел, что его сознание включилось в работу над ошибками и в этом состоянии я закончил беседу, оставив за ним право ответа самому себе, «что такое хорошо и что такое плохо».
Разрешая тот или иной конфликт или «противостояние», я расцениваю эту ситуацию, как работу с изменением сознания. Если в результате нашего общения происходит личностное редактирование, значит оно состоялось. Иногда я вижу, что одного раза мало. Тогда я планирую серию бесед, чтобы учащийся знал, что общение с директором это не формальная профилактика, а ценностное общение.
В прошлом году один из учащихся распылил в одном из помещении школы газовый баллончик, решил посмотреть, что будет. Детей быстро вывели из помещения, а школу (классы, коридоры) проветрили. Я объявил на линейке, что у того, кто это сделал есть 12 часов, чтобы прийти и во всем признаться. Вся школа была в ожидании. Прошло 12 часов, но никто не появился. Но везде есть свои Шерлок Холмсы, и я знал, кто это сделал. На «пятничной» линейке все ждали, какое решение я приму. Я назвал имя «горе-террориста» и объявил, что он не является больше членом нашего коллектива. Это была крайняя мера, и принять для меня это решение было не просто, потому что за этим решением последует будущее этого мальчика. Каким оно будет, сделает ли он для себя выводы, или обозлиться на всю жизнь, но эта работа в его сознании должна была пройти. Это был урок для всей школы.
В нашей школе высокая требовательность сочетается с разумным демократизмом и уважением к личности маленького человека. Но и без дисциплины и ответственности невозможно вырастить настоящего гражданина. Дисциплина и ответственность формируются как осознанные, на практике проверенные категории. Само поступление в наш комплекс ЧОУ «Школа Интеллект-Сервис» и МБОУ «Лицей» для большинства учащихся и их родителей – это сознательный и ответственный выбор.
Эта мотивация пролонгирует разрешение конфликтных моментов, противостояний и несогласий в сторону взаимопонимания и сотрудничества.
2.3. Родители – саморазвивающаяся подсистема.
В последние годы к нам приходят родители, которые сформировались как личности в сложную эпоху 90-х. Они на себе испытали многие трудности того периода и знают цену настоящему образованию. Их понимание проблем и задач образования помогает нам в деле воспитания их детей. При активной поддержке и помощи родителей в лицее создано несколько объектов жизнеобеспечения, культуры и безопасности.
В родителях мы видим своих союзников и уже на стадии знакомства стремимся донести до них основные идеи нашей образовательной системы. Важными звеньями этой системы являются родительские субботы, родительский лекторий и регулярные консультации педагога-психолога и классных руководителей, родительские конференции по итогам учебного года. Родители являются активными участниками воспитательного процесса: они работают в управляющем совете, во внеклассных мероприятиях, организации досуга. Но самое главное – становятся проводниками наших идей и замыслов.
Намерения и поступки зарождаются и совершаются, в первую очередь, под влиянием семьи. К сожалению, образ жизни современной семьи, и материально благополучной в том числе, чаще всего протекает в режиме эмоционального уплощения. Связано это с тем, что ритм профессиональной деятельности родителей очень высок и время на развивающее общение со своими детьми очень сужено. Кроме того, отсутствие отношений на основе заботы и внимании к друг другу в семье приводит к эмоциональной отчужденности между членами семьи. Но в душе ребенка пустот не бывает. Он заполняет их общением с «суррогатным родителем» - интернетом, который находится в шаговой доступности и формирует у ребенка ориентацию не на семейные, а на массовые ценности.
Эту ситуацию я рассматриваю как латентный конфликт. Одним из способов решения этой проблемы мы видим в совместной творческой деятельности всех членов семьи, поэтому в последние два года мы ввели новую форму работы «Семейные уроки». Вводя эти уроки, нам важно было увидеть, чтобы все члены семьи получили радость от совместного креативного общения, посмотрели на семьи своих одноклассников и в процессе этого мероприятия задумались о важности семейных ценностей. Ожидаемый эффект от этих уроков оказался очень высоким, так как родители и их дети теперь с нетерпением ждут общения в формате «Семейный урок».
3. Будущее
За эти 28 лет в нашем коллективе сформировалась потребность в будущем. Эта потребность – созидать, обобщать и передавать следующим поколениям накопленный опыт. У нас много планов на будущее. Главный из них – строительство нового здания школы и 1 сентября 2018 года новое здание школы примет первых учеников. Мы строим школу будущего, фундамент для нового поколения. В этой школе смогут реализовать свои способности все, кому дорого образование и культурные ценности.
Мы принимаем факт, что в ближайшем будущем акцент в целях образования смещается в сторону управления знаниями и сознанием. Методика управления знаниями потребует от педагогов умения работать в разных контекстах и управления смыслами. Также встанет вопрос о методике управления креативным педагогическим коллективом, управление талантами, которые и создают новации. Образовательный процесс будет направлен не на знание предмета, а на выработку стиля мышления, направленного на межполушарное объединение, как двух способов познания в единую картину мира.
В этой ситуации синергетика может выступить в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности. С использованием идей синергетики, во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе путей развития.