Главная \ О нас \ Новости \ Выступление Нестеровича И.Л. на педагогическом форуме "Потребность в будущем"

Выступление Нестеровича И.Л. на педагогическом форуме "Потребность в будущем"

Выступление Нестеровича Игоря Леонидовича  

на семинаре «Основные направления повышения эффективности управления качеством образования в современных условиях» г.Балашиха в МАОУ «Лицей»  

на тему: «Потребность в будущем»  

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я искренне рад выступить перед таким профессиональным сообществом.

Мой регламент 10 минут, постараюсь уложиться.  

В декабре этого года - нашему Лицею исполняется - 25 лет.  

Лицей в цифрах и фактах:

♦ 1364 выпускника;

♦ 130 медалистов (из них 33 – золотых; 97 – серебряных).  

Три профиля:

♦ Физико-математический;

♦ Социально-гуманитарный;

♦ с 2015 года химико-биологический.  

Сотрудничество с вузами:

♦ МЭИ  и  Академия ФСБ – долгосрочное сотрудничество ;

♦ МГТУ им.Баумана.  

С 2007 года экспериментальная площадка РАО.          

Результатом 8–ми летнего эксперимента стало создание саморазвивающегося ресурсного центра РАО. Нам предложили продолжить эксперимент по теме: «Создание модели школы будущего» на взаимодействии государственной и негосударственной школ, на основе сотрудничества государства и бизнеса. Как сказал наш президент В.В.Путин: «Это главный вектор развития нашей государственности на ближайший период.  

100% поступление в ВУЗЫ.    

На нашей базе проводятся ежегодно:

♦ Турнир им.Ломоносова;

♦ Олимпиада «Надежда энергетики» от МЭИ;

♦ Региональная олимпиада по физике и математики от ИКСИ Академии ФСБ.  

Идея создания и ее реализация профильной школы  старшеклассников воплотилась в жизнь. Но идея имеет свойства расширяться, становиться более объемной.

Когда мы говорим: «Обучение в Лицее» - это не какой-то привлекательный ход, а важнейшая составляющая нашей идеологии, дело нашей жизни и мы абсолютно честны в этом.  

На нашем логотипе латинское слово «Initio» в переводе означает «начало».

Этому знаку – 17 лет.  

Лицей для членов его семьи есть начало сознательной жизни. Позднее главный символ был материализован в нагрудном знаке, который вручается каждому вновь поступившему 9-ти и 10-ти класснику во время посвящения в лицеисты. Атрибутика и дает детям стимул к развитию.  

В соответствии с центральной воспитательной идеей нашим девизом стали слова: «Лицей наш общий дом, а мы единая семья».  

Был создан Гимн Лицея – самого сложного и идейноемкого символа (музыка Бетховена, слова Шиллера «Ода к радости»). В мировом искусстве – это самый яркий образец произведения, воплотивший в художественной форме идею людского братства.  

Сегодня мы можем сказать, что такое педагогика Initio – это структура воспитания, развития, образования человека с момента его рождения, где каждая точка последующего начала выстраивает линию бесконечности в развитии человека.  

Концепция и миссия школы была разработана с учетом новых требований к выпускнику школы. Мы абсолютно уверены в том, что не сумма накопленных знаний формируют будущего человека, а те личностные качества, которые мы в детях воспитываем.  

Социокультурные изменения в обществе диктуют корреляции в формировании образа выпускника. Воспитание новой ментальности, креативной личности, способной реагировать на неопределенность, воспроизводить ее в новых формах, мыслить самостоятельно и творчески, этому способствует и созданная социокультурная среда школы:

Корпоративные ценности. Кодекс лицеиста. Правила внутреннего распорядка

Знаково-символическое оформление:        

- дресс-код, определенный школой как офисный стиль;         

- гимн лицея;       

- гимн лицейского выпускника;        

- логотип;       

- нагрудный знак;         

- флаг;         

- брендовый дневник;         

- доска почета медалистов всех выпусков;         

- информационный плазменный бюллетень с фотографиями последних событий и тематическими слайдами.

Традиции:                   

- посадка дерева выпускниками лицея в мае;                   

- встреча выпускников в сентябре;                   

- посвящение в лицеисты в декабре;                   

- зажженная свеча в честь дня рождения учащихся и сотрудников (мощный объединяющий момент).  

Общешкольные праздники проводятся в нетрадиционной интерпретации, например - праздник 1 Сентября. В этот день после торжественной линейки, мы делаем презентацию для вновь пришедших детей и родителей рассказываем о нашей идеологии с демонстрацией фильма о созданной системе ценностей, с дегустацией лицейской кухни.  

Еженедельные тематические торжественные линейки, которые провожу сам лично, на которых обсуждается текущая жизнь, достижения учащихся в олимпиадах, спорте, искусстве, планы на будущее.  

Мы стараемся высоко держать планку академических ожиданий, предлагая программы повышенной сложности и намеренно создаем напряжения в системе, не пропуская учащихся на следующий уровень до тех пор, пока они не овладеют необходимыми навыками и знаниями, таким образом, приучая учащихся к системе вузовской работы.

Мы осуществляем проверку знаний вне школы (участие в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.).  

Важным моментом является входное тестирование в 9-е, 10-е классы (апрель, май).       

Не секрет, что современная школа испытывает острый дефицит педагогов с новым мышлением и ментальностью. Эта проблема еще долго будет стоять перед педагогическим сообществом в силу ряда причин, связанных с переходом на новые формы государственности.       

И инвестировать мы должны не только в новые технологии, но и в новые методы и принципы, новую систему. И поддерживать ее должны грамотные специалисты, которые сами стали продуктом этой системы.       

Проблема нехватки хорошо подготовленных специалистов начинается у современной молодежи еще в школе. Тесты, которые проводятся повсеместно и якобы показывают принадлежность ребенка к той или иной профессии показали свою полную несостоятельность. Согласно свежим данным Росстата, 60% россиян сегодня работают не по специальности.  

Новая структура лицея и НОУ СОШ «Интеллект-Сервис» помогла привлечь и сохранить ценные педагогические кадры. Это связано с высокой оплатой труда, разветвленной системой материального и морального поощрения, созданием комфортных условий работы, высокой шкалой корпоративных ценностей. Работая с коллективом, я доверяю своим коллегам, насколько это в моих силах. Не доверять – значит тратить огромные силы на то, чтобы подозревать, выискивать.  

Центральной фигурой образовательного процесса является - ученик.  

Наша школа – это, прежде всего, новые взаимоотношения с тем человеческим материалом, который сформировался за последние 20 лет.

Это дети с иным, чем прежде, мировидением, мироощущением. Они родились и растут в обществе потребления, где установка «хочу все и сразу» стала нормой, а золотой телец доминирует в сознании основной части общества. В результате воспитательная практика столкнулась с таким новообразованием, как синдром «засушенного сердца».

Современные дети с одной стороны отличаются высокой самооценкой, а с другой ‒ эмоциональной нестабильностью, тревожностью, часто переходящей в неврозы.

Они отметают консервативные системы, где нет места творчеству, не переносят то, что их заставляют делать только потому, что «я так сказала», «так надо», «все так делают». Часто дети сами видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома. У многих идет стихийное формирование картины мира через интуицию, личный опыт проб и ошибок, через общение в социальных сетях и в виртуальном пространстве. Прежние приемы воспитания на них не действуют.  

Все это свидетельствует о противоречивости и конфликтности воспитательного пространства. Встает вопрос: что же сдерживает развитие воспитания в современной России как эффективной общенациональной системы? Происходит ли это потому, что мы имеем неподготовленных педагогов к таким вызовам современного воспитательного пространства, или же антипедагогические тенденции общественного развития привели к кризису ценностного основания российской ментальности? Может ли на фоне доминирующей тенденции нравственного упадка позитивно развиваться воспитательное пространство? Как ни парадоксально, но опыт оценки развития воспитательной сферы показывает, что самые гуманные, эффективные и завершенные воспитательные системы создавались именно в ситуации социальной катастрофы (воспитательные системы Коменского, Песталоцци, Макаренко, Шацкого, Корчака).  

Особенностью современной педагогической стратегии по развитию воспитания в нашем сознании является формирование ценностей, таких как жизнь, мир, семья, добро и других, без присвоения которых, происходит потеря культурной идентичности.

Присвоение ценностей происходит через эмоциональное переживание, которое переводит их в личностно-значимые смыслы и задает поведенческий вектор. Это сложные процессы, результат которых имеет отсроченный результат протяженностью во всю жизнь. Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с эмоциональной сферой учащихся, которая выросла в исследовательское направление «Развитие эмоционального интеллекта» под руководством профессора Петербургского университета Елены Ивановны Николаевой.

Для нас важно, чтобы ребенок научился проживать такие состояния, как сопереживание, содействие, сочувствие. Только тогда он будет готов к диалогу с другим.         

   В нашей школе высокая требовательность сочетается с разумным демократизмом и уважением к личности маленького человека. Но и без дисциплины и ответственности невозможно вырастить настоящего гражданина. Дисциплина и ответственность формируются как осознанные, на практике проверенные категории.  

Само поступление в наш Лицей для большинства учащихся и их родителей – это сознательный и ответственный выбор. В последние годы к нам приходят родители, которые сформировались как личности в сложную эпоху 90-х. Они на себе испытали многие трудности того периода и знают цену настоящему образованию. Их понимание проблем и задач образования помогает нам в деле воспитания их детей. При активной поддержке и помощи родителей в лицее создано несколько объектов жизнеобеспечения, культуры и безопасности.  

В родителях мы видим своих союзников и уже на стадии знакомства стремимся донести до них основные идеи нашей образовательной системы. Важными звеньями этой системы являются родительские субботы, родительский лекторий и регулярные консультации педагога-психолога и классных руководителей, родительские конференции по итогам учебного года. Родители являются активными участниками воспитательного процесса: они работают в Управляющем совете, принимают участие во внеклассных мероприятиях и организации досуга. Но самое главное – они становятся проводниками наших идей и замыслов.  

Намерения и поступки зарождаются и совершаются, в первую очередь, под влиянием семьи. К сожалению, образ жизни современной семьи, и материально благополучной в том числе, чаще всего протекает в режиме эмоционального уплощения. Это связано с тем, что ритм профессиональной деятельности родителей очень высок и время на развивающее общение со своими детьми очень ограничено. Кроме того, отсутствие отношений на основе заботы и внимания друг к другу в семье приводит к эмоциональной отчужденности между членами семьи. Но в душе ребенка пустот не бывает. Он заполняет их общением с «суррогатным родителем» ‒ интернетом, который находится в шаговой доступности и формирует у ребенка ориентацию не на семейные, а на массовые ценности. Эту ситуацию мы рассматриваем как латентный конфликт. Одним из способов решения этой проблемы мы видим в совместной творческой деятельности всех членов семьи и школы. Судить о работе проведенной с детьми можно лишь тогда, когда они станут взрослыми. Первым нашим выпускникам сегодня сорок. Они приводят к нам своих детей в детский развивающий клуб, где получают дошкольное развитие, поступают в начальную школу, затем среднюю и основную школы, цель которой подготовить детей для поступления в 9-е классы лицея. За годы существования, за эти 25 лет в нашем коллективе сформировалась потребность в будущем. Эта потребность – созидать, обобщать и передавать следующим поколениям накопленный опыт.    

Мы уверены, что в ближайшем будущем акцент в целях образования будет смещен в сторону управления знаниями. Методика управления знаниями потребует от педагогов умения работать в разных контекстах и управления смыслами. Также встанет вопрос о методике управления творческим педагогическим коллективом, управление талантами, которые и создают новации. Образовательный процесс будет направлен не на знание предмета, а на выработку стиля мышления, направленного на межполушарное объединение, как двух способов познания в единую картину мира.