Секция №6. Салынская Т.В.

ВЛИЯНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ

Салынская Татьяна Владимировна,
 учитель английского языка
Макеева Наталия Александровн,
 учитель английского языка
МБОУ «Лицей» г.о. Балашиха Московской области

В статье рассматриваются активные методы обучения, обеспечивающие успешное овладение учебного материала. Подчеркивается, что овладение активными методами обеспечивает формирование развитие у учащихся универсальных навыков.

Ключевые слова: методы обучения, перевод, игровые ситуации, личностный рост.

« Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.»

У. Уорд

Важнейшей задачей, которую ставит перед учителем современный ФГОС, является побуждение учащихся к личностному росту. Личностное развитие ребенка включает его эмоциональную зрелость и формирование волевых качеств и способствует не только эффективной адаптации в школе, но и крайне важно для развития гражданской позиции в дальнейшем. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача современного педагога построить учебный процесс так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Ведь развитие эмоциональной сферы способствует развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей, что способствует большей эффективности образовательного процесса.

Личностный рост – результат деятельности обучающегося, который начинается после того, как он совершает нечто, выходящее за пределы его личности, за рамки уже достигнутого им. А главной целью педагога является создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциала, заложенного в каждом ученике.

Активные методы обучения позволяют педагогу научить своего ученика мыслить и привить ему навыки практических действий. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Их главной отличительной особенностью является строго практическая направленность, деятельностный подход к обучению, игровое действие и творческий характер обучения, интерактивность, групповая форма организации работы обучающихся, вовлечении в процесс всех органов чувств. К активным методам обучения можно отнести игры и игровые ситуации, проблемные ситуации, метод проекта, использование ИКТ и ряд других.

Использование игровых ситуаций на уроке способствует эффективному закреплению в памяти учащихся иностранной лексики и грамматики, а также снижает чрезмерное умственное напряжение. Игра создает позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учащихся, что повышает качество усвоения учебного материала. В зависимости от цели урока возможно широко использовать лексические, грамматические, орфографические, фонетические и творческие игры. Например, изучив лингвострановедческие темы, связанные со страной изучаемого языка, можно провести виртуальную игру-путешествие, в ходе которой учащиеся будут выполнять задания, соревнуясь в знаниях, умении общаться в команде, отстаивать как личное мнение, так и мнение своей команды. В ходе игры учащиеся общаются между собой на английском языке, что помогает реализовать на уроке истинно коммуникативную ситуацию.

Особое место среди АМО занимает метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Использование на уроке данного метода позволяет учащимся проявить самостоятельность как в выборе темы и источников информации, так и в способе ее изложения и презентации. Учащиеся ведут самостоятельную работу над интересующей темой, что вызывает повышение уровня мотивации. Некоторые учащиеся ограничиваются лишь информацией, изложенной в УМК, но большинство ребят использует для выполнения работы дополнительные источники. Особый интерес вызывает также возможность представить изученную информацию в презентации, а также высказать аргументированное мнение по поводу работ своих одноклассников.

Структура современного урока по английскому языку с использованием активных методов обучения должна включать в себя следующие основные этапы:

-инициация;

-вхождение или погружение в тему;

-работа над темой;

-эмоциональная разрядка;

-рефлексия, подведение итогов.

Для педагога важно тщательно проработать все этапы урока, обеспечив тем самым системность и целостность образовательного процесса.

Широкое применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает постоянный личностный рост и формирование и развитие у учащихся универсальных навыков, таких как способность принимать решения и умение решать проблемы, умение ясно формулировать высказывание и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, умение работать в команде и другие.

Говоря об активных методах обучения нельзя не упомянуть об использовании элективных курсов в системе предпрофильной подготовки учащихся. В настоящее время широко обсуждается вопрос о преобразованиях в российском образовании. В современных условиях необходимо говорить о системе Школа-ВУЗ. Преемственность просто необходима.В настоящее время профессия переводчика становится одной из наиболее престижных и востребованных. Познакомить учащихся с особенностями переводческой деятельности в современных условиях поможет элективный курс “Основы перевода”. Курс предназначен в качестве элективного для учащихся 10 классов социально-гуманитарного профиля.

Актуальность курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, подготовит его как к участию в олимпиадах и конкурсах. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Отличительной особенностью данной программы является то, что материал распределен во времени с учетом его достаточности для качественного обучения и получения запланированных результатов, устранения возможных при прохождении программы сбоев, использования наиболее активных методов обучения.Кроме того, курс способствует индивидуализации процесса обучения. Включенный материал может применяться для различных групп школьников, что достигается общностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами, а также модульным принципом построения программы.
В рамках курса факультативных занятий учащиеся должны ознакомиться с основами теории перевода и специальной терминологией, с видами перевода, со способами, методами и приемами перевода. У учащихся вырабатывается понимание того, насколько важны для переводчика не только глубокие знания родного и иностранного языков, но и общая эрудиция и культура.

Список использованной литературы и источников

 

  1. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академический проект, 2007. – 231 с.
  3.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
  4. Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
  5.  Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - http://standart.edu.ru