Секция №5. Маринина Е.В.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Маринина Елена Владимировна,
Учитель начальных классов ЧОУ «Школа Интеллект-Сервис»,
Россия,Московская обл., г. Балашиха
E
-mail: l.marinina@gmail.com


         Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В. Л., Запорожец А.В., Эльконин  Д. Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

          Существует несколько видов игр и каждый вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:

1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л. С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Выделяют следующие структурные составляющие дидак­тической игры:

  • дидактическая задача (обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия);
  • игровая задача (определяет игровые действия и отражает  обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла);
  • игровые действия (чем они разнообразнее, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи);
  • правила игры (содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи);
  • результат (помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д.).

         Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Ценность дидактической игры мы определяем не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитываем то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру для урока, продумываем следующие вопросы:

  • Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
  • Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  • Понятна ли она для учащихся моего класса?
  • Все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре?
  • Подведение итогов игры.

         Применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.  Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведётся обучение соответствующим видам деятельности. Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.

Игра «Наоборот».

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот

Сон, раб, ноль, лоб, ком. ( Нос, пар, лен, пол, мок).

Игра сопровождается составлением схем слов.

Игра «Хор гласных».

Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Игра « Какое слово длиннее».

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив

схемы слов.  Слова для предъявления: дом, домик; час, минута; ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

Игра «Звуковые часы».

Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими: найти и назвать слова, в которых есть указанный звук; выделить и назвать первый и последний звук в слове, указанном стрелкой; показать стрелками самое длинное и самое короткое слово; подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название данного предмета; учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определённого звука  и устанавливает нужную стрелку.

                                                 «Назови похожее». 

Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее:  учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным (1в.: учитель – сыр, ученик – сок; 2в.: учитель – сыр, ученик – молоток; 3в.: учитель – кит, ученик – кино; 4в: учитель – кит, ученик – лента). Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука (5в.: учитель – рука, ученик – река; 6в: учитель – рука, ученик – мясо; 7в.: учитель – вилка, ученик – вода; 8в.: учитель – вилка, ученик – молоко). 

«Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем сто­ле различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Учитель: «Вы пришли в магазин. Ваши роди­тели заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Вы­бирайте, но будьте внимательны, не бе­рите игрушку, за которую не платили!»

«Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками). Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж­ные картинки со скрепками. Пойман­ную «рыбку» ребенок показывает дру­гим ученикам, которые хлопком отме­чают правильный выбор.                                             

Игра «Добавь звук ».

До­бавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово (роза – гроза). В следующем варианте игры  требовалось заменить в слове один звук, например: заменить первый согласный (день – пень, тень, лень). В другом случае дети заменяли в словах гласный звук

(мал – мел, мыл, мял, мёл).

Игра «Полубуковка».

Оборудование: элементы букв.

Даны элементы букв, нужно найти недостающие элементы.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется сло­во. На доске или наборном полотне ве­дущий вывешивает картинки на каж­дую букву спрятанного слова по поряд­ку. Ученики должны из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если дети  правильно назвали слово, экран телевизора откры­вается. Например: спрятанное слово - мишка. Картинки: медведь, игла, шуба, кошка, аист.

                                                  «Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде це­почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко­торого начинается с того звука, кото­рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

                                                          «Поезд».

Оборудование: картонный поезд с вагончиками, на которых нарисованы слоговые модели слов.

Варианты игры:

- придумать слова к каждой схеме с нужным звуком (соревнование по рядам);

-«расселение» животных: определение количества слогов в названии животного на картинке, определение нужного вагона.

                                                 «Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например:  с + том - м + лиса - са + ца = (столица).

«Живые модели».

Цель: научить детей составлять предложения, определять количество слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. К доске вызываю пять учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным ребятам даю задание составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке), в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.

Игра «Мы — писатели».

Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения. Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком. Например, со звуком [п] : «Папа пришел поздно и принес покупки. Потом прибежал Павлик. Папа с Павликом пошли прогуляться по проспекту Победы».